RefMag.ru - Оценка. Помощь в решении задач, тестов, практикумов, курсовых, аттеста­ционных

RefMag.ru - Помощь в решении в учебе

Заказать:
- заказать решение тестов и задач
- заказать помощь по курсовой
- заказать помощь по диплому
- заказать помощь по реферату

Репетитор оценщика

Готовые работы заочников

Тесты:

Задачи:

Примеры работ по оценке

Примеры курсовых работ
Примеры аттест­ационных работ
Учебные дисциплины
Литература
Заказ работ:




Экспертная и репетиторская помощь по решению тестов, задач, практикумов и всех других видов работ. Сергей.
тел. +7(495)795-74-78, [email protected], ,
,

Примеры выполненных работ: | контрольные | курсовые | дипломные | отзывы |




Методические материалы:

Список литературы по оценочной деятельности > Учет дополнительных конкурентных преимуществ публичных компаний при оценке стоимости их акций

Учет дополнительных конкурентных преимуществ публичных компаний при оценке стоимости их акций

Шуклина М.А. Учет дополнительных конкурентных преимуществ публичных компаний при оценке стоимости их акций // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. № 2 (209). С. 66-76.

Скачать оригинал статьи

Фрагмент работы на тему "Учет дополнительных конкурентных преимуществ публичных компаний при оценке стоимости их акций"

66 Подписка в любое время по минимальной цене +7 916 936 77 91, [email protected] № 2 (209) 2019 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ В марте 2014 года Советом директоров Центрального банка Российской Феде- рации (далее – Банк России) одобрен Ко- декс корпоративного управления (далее также – Кодекс) (см. [5]), который был ре- комендован Банком России к применению акционерными обществами, ценные бумаги которых допущены к организованным тор- гам. При этом в Основных направлениях развития финансового рынка на 2016–2018 годы было отмечено, что акционерные общества являются ключевым звеном со- временной российской экономики и даль- нейшее совершенствование регулирова- ния, в соответствии с которым происходит образование и функционирование акцио- нерных обществ, а также корпоративных отношений, связанных с участием в таких обществах и управлением ими, позволит улучшить условия для привлечения акцио- нерного капитала (см. [6]). Корпоративное управление стало дей- ственным инструментом повышения эф- фективности управления компанией, обе- спечения ее долгосрочного и устойчивого развития. Под корпоративным управлени- ем понимается система взаимоотношений между исполнительными органами акцио- нерного общества, его советом директо- ров, акционерами и другими заинтересо- ванными сторонами. Корпоративное управление является ин- струментом для определения целей обще- ства и средств достижения этих целей, а также для обеспечения эффективного кон- троля за деятельностью общества со сторо- ны акционеров и других заинтересованных сторон. Одна из задач Кодекса – предоставле- ние рекомендаций по надлежащей практи- ке корпоративного управления и справед- ливого отношения к акционерам с учетом имевших место негативных примеров нару- шений их прав. Основной акцент при этом сделан на правах акционеров и эффектив- ности работы органов управления акцио- нерных обществ, а также контроля за их деятельностью. В то же время в Основных направлени- ях развития Банк России отметил, что для функционирования акционерных обществ применяются механизмы не только жестко- го регулирования – выполнение требований законодательства, но и мягкого регулиро- вания, при котором учитываются: • обычаи делового оборота; • этические нормы; • наилучшие практики и рекомендации, следуя которым организации могут получить дополнительные конкурент- ные преимущества и повысить стои- мость компании. Одна из целей корпоративного управле- ния – снижение рисков, которые инвесторы не всегда могут оценить и не хотят прини- мать, но отсутствие управление которыми в долгосрочном периоде со стороны инве- сторов неизбежно влечет снижение инве- Учет дополнительных конкурентных преимуществ публичных компаний при оценке стоимости их акций М.А. Шуклина доцент кафедры оценочной деятельности и корпоративных финансов негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (НОУ «МФПУ «Синергия»), кандидат сельскохозяйственных наук (г. Москва) Мария Александровна Шуклина, [email protected] DOI: 10.24411/2072-4098-2019-10204 Подписка в любое время по минимальной цене +7 916 936 77 91, [email protected] 67 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ стиционной привлекательности компании и стоимости ее акций. Применение стандартов корпоратив- ного управления – это защита интересов всех акционеров независимо от размера доли акций, которыми они владеют. И если жесткое регулирование четко отвечает на вопрос «что делать?», то мягкое регули- рование призвано ответить на вопрос «как делать?». При этом в отличие от правопри- менительной практики жесткого регулиро- вания мягкое регулирование подразумева- ет наличие разнообразных инструментов и механизмов стимулирования применения соответствующих практик. Все это закла- дывается во внутренних документах обще- ства и их уставах. Как оценщики используют мягкое регулирование, каким образом запрашивают информацию 1 и учитывают это при определении стоимости акций? Попытаемся ответить на эти вопросы с учетом изменений, внесенных в законо- дательство Российской Федерации в от- ношении усиления роли корпоративного управления. Прежде всего разберемся, почему при обеспечении доверия акционеров и инве- сторов важнейшее значение имеет выпол- нение принципа «соблюдай или объясняй», предполагающего качественное раскрытие полной и достоверной информации о при- чинах несоблюдения принципов и реко- мендаций Кодекса, а также осуществление надлежащего контроля за раскрытием та- кой информации (см. [4]). В годовом отчете общества о соблюдении принципов и реко- мендаций Кодекса корпоративного управ- ления рекомендовано сформировать три раздела: Раздел 1 – рекомендации к структуре и содержанию отчета о соблюдении принци- пов и рекомендаций Кодекса корпоратив- ного управления, подлежащего включению в состав годового отчета публичного акцио- нерного общества. Раздел 2 – рекомендации по объяснению ключевых причин, факторов и (или) обстоя- тельств, в силу которых публичным акцио- нерным обществом не соблюдаются или со- блюдаются не в полном объеме принципы корпоративного управления, закрепленные Кодексом корпоративного управления. Раздел 3 – рекомендации по описанию наиболее существенных аспектов модели и практики корпоративного управления в пу- бличном акционерном обществе. Эти рекомендации направлены на пре- доставление акционерными обществами заинтересованным пользователям наибо- лее полной, точной, систематизированной и содержательной информации о том, как акционерные общества подходят к внедре- нию Кодекса, информации, необходимой для оценки принятой в таких обществах системы корпоративного управления и ее соответствия принципам и рекомендаци- ям Кодекса, а также информации о при- чинах имеющихся отклонений. При этом основой для такого раскрытия является заложенный в Кодексе корпоративного управления принцип «соблюдай или объ- ясняй». В соответствии с этим принципом акционерное общество вправе не следо- вать тому или иному положению Кодекса, если особенности его организации и управ- ления, определенные обстоятельства или финансово-экономические факторы, свя- занные с его деятельностью, приводят к не- целесообразности использования такого положения. Но в таком случае публичное акционерное общество обязано предоста- вить исчерпывающие объяснения соответ- ствующих причин, а также используемых обществом альтернативных механизмов корпоративного управления с указанием, почему предпочтение было отдано именно 1 Перечень информации, которую обязан запросить и проанализировать оценщик, представлен в пунктах 6–8 Федерального стандарта оценки «Оценка бизнеса (ФСО № 8)» и специальной литературе (см., напри- мер, [20, с. 540–542]. 68 Подписка в любое время по минимальной цене +7 916 936 77 91, [email protected] № 2 (209) 2019 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ таким альтернативным механизмам. Более того, акционерное общество обязано в от- чете представить описание методологии, по которой проводилась оценка соблюдения принципов корпоративного управления. Для повышения уровня защиты интере- сов акционеров и обеспечения надлежащих условий для реализации ими своих прав на законодательном уровне урегулированы во- просы, связанные с совершением крупных сделок и сделок с заинтересованностью (см. [2]). Законодатель внес корректировки в нормативные акты об акционерных обще- ствах и обществах с ограниченной ответ- ственностью в области регулирования круп- ных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Регулирование крупных сделок Во-первых, уточнен термин «одобрение сделки». Если ранее под одобрением пред- полагалась необходимость получения пред- варительного решения, то сейчас это поня- тие заменено на «согласие на совершение или последующее одобрение сделки». Во-вторых, изменено понятие крупной сделки. Теперь таковой является сделка, совершающаяся за пределами обычной хозяйственной деятельности предприятия, а именно сделка по распоряжению имуще- ством (как покупка, так и реализация), цена или балансовая стоимость которого состав- ляет 25 процентов и выше от балансовой стоимости активов, в том числе поручитель- ство, залог, заем, кредит. В-третьих, стало новшеством введение в категорию «крупных» сделок по предо- ставлению имущества во временное владе- ние/пользование, а также по передаче прав на интеллектуальную собственность или средства индивидуализации на условиях лицензии – при балансовой стоимости тако- го имущества более 25 процентов. В-четвертых, для определения отно- симости сделки к категории «крупных» с балансовой стоимостью активов пред- приятия сравнивается наибольшая из двух величин – балансовая стоимость предпо- лагаемого предмета сделки и цена его от- чуждения. Ранее сравнивалась стоимость имущества только по данным бухгалтерско- го учета. В-пятых, обычная хозяйственная сделка, это любая сделка, заключаемая в ходе дея- тельности компанией либо иными организа- циями со сходными видами деятельности. При этом не имеет значения, совершались ли в практике общества такие сделки ранее. Важно, чтобы они не приводили к остановке деятельности общества, не изменяли ее вид или масштабы глобальным образом. Законодатель особо выделяет договоры по использованию дорогостоящего обо- рудования и лицензионные соглашения о предоставлении полномочий в отношении объектов интеллектуальных прав, указы- вая, что может потребоваться заключение дополнительных соглашений. В требовании к принятию решения о крупных сделок с имуществом, стоимость которого превышает 50 процентов от ба- лансовой стоимости (для АО), а для ООО – всех крупных сделок, необходимо указать предмет сделки, другие существенные условия сторон сделки и выгодоприобрета- телей (за исключением сделок на торгах и сделок, в которых эти лица не могут быть определены к моменту получения согла- сия). Эта информация обязательна к указа- нию. Также в решении может быть ссылка на наибольшие и наименьшие параметры условий такой сделки, на совершение ряда аналогичных сделок, описываться альтер- нативные варианты условий такой сделки, отлагательные условия, срок, в течение ко- торого действует решение. Если в решении не указан срок, то оно действует в течение одного года. Оспорить такое решение мо- жет владелец одного процента голосующих акций общества. Пропущенный срок давно- сти по оспариванию не восстанавливается, и обязательным условием является призна- ние сделки недействительной – доказан- ность факта, что контрагент знал об отсут- ствии согласия на совершение сделки. Подписка в любое время по минимальной цене +7 916 936 77 91, [email protected] 69 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ Регулирование сделок с заинтересованностью Во-первых, словосочетание «аффилиро- ванные лица» заменено словосочетанием «контролирующие лица», то есть лица, ко- торые могут распоряжаться напрямую или косвенно более 50 процентами голосов в руководящих органах подконтрольной ор- ганизации либо обладают возможностью назначать директора или более 50 процен- тов состава коллегиального органа управ- ления. Во-вторых, при подготовке к годовому общему собранию акционеров (участников) будущим участникам собрания должна пре- доставляться информация о заключенных обществом сделках с заинтересованностью в отчетном периоде. В-третьих, сделки с заинтересованно- стью больше не нужно предварительно одобрять. Акционерное общество должно просто проинформировать о сделке с заин- тересованностью членов органов управле- ния общества, в случае если в совершении такой сделки заинтересованы все члены совета директоров – акционеры. ООО обя- зано извещать о совершении сделки с за- интересованностью незаинтересованных участников общества, а при наличии в ООО совета директоров (наблюдательного сове- та) – извещать и незаинтересованных чле- нов совета директоров (наблюдательного совета) общества. В то же время если на подтверждении на совершение сделки на- стаивают директор компании, член испол- нительного органа, член совета директоров или участники (акционеры), доли (акции) которых минимально составляют 1 процент от уставного капитала общества, то это не- обходимо будет сделать. В-четвертых, обжаловать сделки с за- интересованностью могут члены совета директоров, а также акционеры (участники ООО), владеющие в совокупности 1 про- центом голосующих акций (голосов). По иску таких лиц сделка может быть призна- на недействительной, если будет доказа- но, что она совершена в ущерб обществу и контрагент по сделке знал об отсутствии согласия на ее совершение. В-пятых, из сделок с заинтересованно- стью исключаются: • сделки по текущей хозяйственной деятельности общества, однако обя- зательно при условии, что общество не единожды за длительный период времени совершало подобные сделки на тождественных условиях и в совер- шении таких сделок не было заинте- ресованности; • сделки по размещению посредством открытой подписки облигаций или приобретению обществом размещен- ных им облигаций; • сделки, заключаемые на открытых торгах или по итогам открытых тор- гов, если совет директоров общества заранее утверждал условия торгов; • сделки, предметом которых являет- ся собственность, цена или балан- совая стоимость которой составляет не более 0,1 процента от балансовой стоимости активов общества, то есть сделки, в которых номинально суще- ствует заинтересованность, но в силу небольшой для общества стоимости имущества отсутствует вероятность причинения реального ущерба инте- ресам как самого общества, так и его участникам (акционерам); • сделки, которые попали под порядок крупных. Уставом общества может предусматри- ваться дополнительное согласование дру- гих видов сделок (помимо непосредственно поименованных в законах). Таким образом, общества вправе самостоятельно устано- вить критерии сделок, требующих особен- ного внимания к правомочности их совер- шения. Итак, изменения направлены на созда- ние благоприятных условий для соверше- ния крупных сделок и сделок с заинтере- сованностью и исключают возможность 70 Подписка в любое время по минимальной цене +7 916 936 77 91, [email protected] № 2 (209) 2019 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ их отмены лишь по формальным основа- ниям. Важнейшим направлением в совершен- ствовании правового регулирования пу- бличных обществ является усиление роли советов директоров в стратегическом управлении и повышение ответственности членов органов управления акционерных обществ за результаты управления. В международных и российских законо- дательных актах указаны задачи совета ди- ректоров при его участии в стратегическом процессе (подробнее см. [24]): • определение приоритетных направле- ний деятельности общества относится исключительно к компетенции сове- та директоров (статья 65 Федераль- ный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Oб акционерных обще- ствах»); • совет директоров осуществляет стра- тегическое управление обществом, определяет принципы и подходы к организации в обществе системы управления рисками и внутреннего контроля, контролирует деятельность исполнительных органов общества, а также реализует иные ключевые функции (см. [5]); • совет директоров должен оценивать и направлять корпоративную стратегию (см. [17]); • совет директоров должен устанавли- вать стратегические цели компании (см. [18]); • правление согласовывает с наблю- дательным советом стратегическое направление развития общества (см. [16]). Уставом общества может быть преду- смотрена необходимость получения согла- сия совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания акционеров на совершение определенных сделок. Также законодатель внес изменения, на- правленные на устранение барьеров, пре- пятствующих передаче компетенции по формированию исполнительных органов управления от собрания акционеров сове- ту директоров публичного акционерного общества. В частности, решение о пере- даче полномочий единоличного исполни- тельного органа общества управляющей организации или управляющему принима- ется общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (на- блюдательного совета) общества. В слу- чае если образование исполнительных ор- ганов осуществляется общим собранием акционеров, уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров (наблюдательного совета) общества при- нять решение о приостановлении полно- мочий единоличного исполнительного ор- гана общества (директора, генерального директора). Уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров (наблюдательного совета) принять реше- ние о приостановлении полномочий управ- ляющей организации или управляющего. Совет директоров (наблюдательный со- вет) общества вправе принять решение об образовании временного единолично- го исполнительного органа общества (ди- ректора, генерального директора) и о про- ведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о до- срочном прекращении полномочий едино- личного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или управляющей организации (управляющего) и об образовании нового исполнительного органа общества или о передаче полномо- чий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему. При этом вопрос об обра- зовании единоличного исполнительного ор- гана общества или о досрочном прекраще- нии его полномочий не может быть вынесен на решение общего собрания акционеров, если уставом общества предусмотрены иные последствия. Эти меры позволяют советам директо- ров осуществлять эффективный контроль за деятельностью исполнительных органов, Подписка в любое время по минимальной цене +7 916 936 77 91, [email protected] 71 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ а также обеспечить преемственность при их формировании. Повышению эффективности работы со- ветов директоров по наиболее важным на- правлениям способств ует формирование комитетов советов директоров. Здесь инте- ресным представляется опыт Федерального агентства по управлению государственным имуществом, изложенный в методических рекомендациях по организации работы со- в ета директоров в акционерном обществе (см. [15]). В частности, совету директоров доверяется следующее: 1) разра ботка стратегии общества: • совет устанавливает основные ори- ентиры деятельности общества на долгосрочную перспективу, утвержда- ет ключевые показатели деятельно- сти, основные бизнес-цели общества, стратегии и бизнес-планы, контроли- рует их исполнение; • по представлению исполнительных органов совет ежегодно утверждает финансово-хозяйственный план (бюд- жет) общества; • в некоторых случаях совет определяет стратегию развития и оценивает ре- зультаты деятельности подконтроль- ных обществ; 2) определение принципов и подходов к организации системы управления риска- ми и внутреннего контроля в обществе, обеспечение объективности финансовой отчетности общества, в том числе внешне- го аудита; 3) обеспечение прозрачных механизмов в процессе избрания совета директоров и исполнительных органов общества; 4) контроль за деятельностью исполни- тельных органов общества; 5) надзор за раскрытием информации обществом, предоставлением информации акционерам; 6) контроль за практикой корпоративно- го управления в обществе и оценка корпо- ративного управления. Такая деятельность может осущест- вляться через специально создаваемые комитеты совета директоров (по стратегии, по управлению рисками и внутреннему кон- тролю, по назначениям и т. д.). Создание комитетов способствует более качествен- ной проработке указанных вопросов. Необходимо отметить, что в настоящее время проблема повышения качества кор- поративного управления в акционерных обществах с государственным участием в аспекте контроля эффективности управ- ления государственной собственностью является в достаточной степени разра- ботанной – на законодательном уровне утверждены методические указания по организации работы совета директоров [15], методические рекомендации по орга- низации проверочной деятельности реви- зионных комиссий акционерных обществ с участием Российской Федерации [12], методические рекомендации по организа- ции работы корпоративного секретаря [13], разработаны методология определения профильности активов [14], методические рекомендации по организации работы ко- митетов по аудиту советов директоров [9], по разработке дивидендной политики [10] и по внутреннему аудиту [11] и другие до- кументы. Таким образом, инвестиционная привле- кательность активов акционерного обще- ства в большой степени зависит от соблю- дения правил и принципов корпоративного управления, а также от своевременной дея- тельности по разработке и внедрению уни- фицированных стандартов и подходов в об- ласти корпоративного управления. В то же время Банк России планирует создание механизмов, предотвращающих вхождение в состав органов управления лиц, недобросовестные и (или) неразумные действия которых по управлению компани- ей привели к потере или существенному снижению ее акционерной стоимости, или иным образом существенно нарушили пра- ва и законные интересы акционеров. Также в целях повышения доверия со стороны инвесторов и акционеров Банк России планирует рассмотреть вопрос о 72 Подписка в любое время по минимальной цене +7 916 936 77 91, [email protected] № 2 (209) 2019 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ введении дополнительных механизмов контроля за соответствием реальной дея- тельности публичной компании заявленной стратегии. Такой механизм может быть ре- ализован, в частности, через установление требования о проверке соответствия дея- тельности компании ее стратегическим до- кументам внешним аудитором. В рамках изменений, внесенных в зако- нодательство, интересным представляет- ся и переход от раскрытия информации на основе формальных критериев к раскры- тию информации, основанному на прин- ципе существенности, а также к порядку предоставления акционерам доступа к до- кументам общества. Во втором чтении принят проект феде- рального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах», направленный на повышение качества корпоративного управления в хо- зяйственных обществах, в котором уста- навливается, в частности, следующее: • в публичном обществе должны быть организованы управление рисками и внутренний контроль; • условия трудового договора с долж- ностным лицом или руководителем структурного подразделения, от- ветственного за организацию и осу- ществление внутреннего аудита, утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) публично- го общества. В Федеральном стандарте оценки «Тре- бования к отчету об оценке (ФСО № 3)» определены требования к отчету об оценке, в которых указывается, что в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки, а также инфор- мация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стои- мость объекта оценки, при этом информа- ция должна быть подтверждена. В Федеральном стандарте оценки «Оцен- ка бизнеса (ФСО № 8)» определены тре- бования к оценке бизнеса, где в качестве объекта рассматриваются акции и доли в уставном капитале организации. Соглас- но пункту 7 ФСО № 8 оценщик должен про- анализировать и представить в отчете об оценке информацию, характеризующую де- ятельность организации, ведущей бизнес, в соответствии с предполагаемым исполь- зованием результатов оценки, в том чис- ле прогнозные данные, включая бюджеты, бизнес-планы и иные внутренние докумен- ты организации, ведущей бизнес, устанав- ливающие прогнозные величины основных показателей, влияющих на стоимость объ- екта оценки. В указанном документe это единственная ссылка, указывающая на то, что оценщик обязан рассмотреть внутрен- ние документы, влияющие на стоимость. Следовательно, оценщику необходимо бу- дет проанализировать состояние корпора- тивного управления компании, так назы- ваемое «мягкое регулирование», которое оказывает влияние на стоимость, и учесть это в расчетах. Поскольку основной целью корпоративного управления является сни- жение рисков, которые инвесторы могут оценить, только используя соответствую- щие механизмы раскрытия информации, экспертизы внутренних документов, регу- лирующих проведение крупных и заинте- ресованных сделок, деятельность советов директоров, а также иных вопросов, влияю- щих на стоимость ее акций, это необходимо сделать и оценщику (см. [5]). Таким обра- зом, их необходимо будет оценить и учесть при определении стоимости. При этом в соответствии со статьей 15.2 Федерально- го закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в последней редакции) ответ- ственность за предоставление информации оценщику несет заказчик, который соглас- но Федеральному закону «Об акционерных обществах», являясь инвестором, может запросить и получить от акционерного об- щества информацию. С учетом того, что объем раскрываемой информации оцени- вался эмитентами и инвесторами, с одной стороны, как избыточный, а с другой – как Подписка в любое время по минимальной цене +7 916 936 77 91, [email protected] 73 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ не охватывающий все существенные аспек- ты деятельности компании, влияющие на принятие инвестиционных решений, зако- нодатель разработал новые механизмы и внес их в статьи 90 и 91 Федерального за- кона «Об акционерных обществах». Учитывая, что оценщик обязан при- менять федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, установленные саморегули- руемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, рассмотрим, каким образом саморе- гулируемые организации оценщиков в сво- их стандартах и правилах, методических рекомендациях обращают внимание на учет корпоративного управления при рас- чете стоимости акций и долей в уставном капитале организации. Для этого были про- анализированы документы шести крупных саморегулируемых организаций, членами которых являются более 80 процентов рос- сийских оценщиков (см. табл.). Из таблицы видно, что стандартами, пра- вилами и методическими рекомендациями саморегулируемых организаций запрос и анализ информации по корпоративному управлению, в том числе протоколы сове- тов директоров и информация по сделкам и иным корпоративным действиям, при за- Результат анализа стандартов, правил, методик саморегулируемых организаций оценщиков (СРОО) по использованию критериев корпоративного управления в оценке бизнеса Наименование СРОО Наименование документа по оценке бизнеса, которым руководствуется СРОО Наличие/отсутствие требования к запрашиваемой и используемой информации Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая меж- региональная ассоциация специалистов-оценщиков» (НП «СМАО») Стандарты и правила оценоч- ной деятельности «Оценка бизнеса» с последними изме- нениями (Протокол от 6 сентя- бря 2016 года № 2016/09/06) Отсутствуют требования о за- просе информации по корпо- ративному управлению, в том числе о протоколах совета директоров, и об использова- нии Кодекса корпоративного управления Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организа- ция «Ассоциация российских ма- гистров оценки» (НП «АРМО») Требования к отчету об оцен- ке рыночной стоимости биз- неса СТО АРМО 4.01-2008, старые стандарты Саморегулируемая организация «Российское общество оценщи- ков» (СРО «РОО») Методические рекомендации по оценке акций в соответ- ствии с требованиями Феде- рального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в редакциях от 24.07.2007 и от 4.12.2007) Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая органи- зация оценщиков «СИБИРЬ» (НП СРО «СИБИРЬ») Методические рекомендации по оценке бизнеса отсутству- ют – Некоммерческое партнерство «Межрегиональный союз оцен- щиков» (НП «МСО») – Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организа- ция «Национальная коллегия специалистов оценщиков» (НП СО «НКСО») – 74 Подписка в любое время по минимальной цене +7 916 936 77 91, [email protected] № 2 (209) 2019 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ просе не включаются в список необходи- мых для исследования при оценке бизнеса. Возникает закономерный вопрос, как можно осуществлять контроль, не имея стандартов и правил по этому направлению оценки, либо используя устаревшие доку- менты (от 2007 и 2016 годов), несмотря на то, что за последние два года в Граждан- ский кодекс Российской Федерации, феде- ральные законы «Об акционерных обще- ствах» и «О рынке ценных бумаг» внесены серьезные изменения. Требования к кор- поративному управлению усиливаются и документами регулятора – Банка России (см. [4]). Существующие в российской практике методы оценки корпоративного управления предприятием описаны многими авторами. Так, Н.А. Волкова указывает, что в на- стоящее время существуют две группы методик оценки эффективности корпо- ративного управления: управленческие и экономические (см. [21]). Методы оценки эффективности корпоративного управ- ления с использованием управленческих критериев в основном представлены раз- личными рейтингами. Например, рейтинг корпоративного управления «РИД – Экс- перт РА» оценивает соблюдение интересов собственников на соответствие компании требованиям российского законодатель- ства в части корпоративного управления, соблюдение рекомендаций Кодекса кор- поративного управления, наличие рисков нарушения прав акционеров компании (см. [25]), однако метод оценки эффективности корпоративного управления, представлен- ный в указанном рейтинге, не учитывает способность капитала компании приносить доход. Р.А. Цой в своей диссертационной ра- боте провела оценку рыночной стоимости российских промышленных компаний с уче- том влияния корпоративного управления и выявила показатели, оказывающие влия- ние на стоимость (см. [26]). Анализ влияния существенных фактов на уровень капита- лизации российских публичных акционер- ных обществ также представлен в работах И.В. Косоруковой (см. [22, 23]). А рейтинги корпоративного управления, например, агентства экономической ин- формации «ПРАЙМ-ТАСС» [27] и Standart & Poor’s [28] задают каждому оценочному по- казателю вес исходя из субъективного мне- ния экспертов. Ассоциация профессиональных инве- сторов также разработала методические рекомендации по оценке корпоративного управления в публичных акционерных об- ществах с участием Российской Федера- ции, акции которых обращаются на орга- низованном рынке ценных бумаг (см. [29]). В рекомендации вошли базовые принципы, по улучшению системы управления компа- ниями с учетом лучших мировых практик, в частности, определены меры по защите прав акционеров, меры, касающиеся стан- дартов раскрытия информации, и процеду- ры аудита. Анализ работ и методик показал, что четкость и повышение прозрачности си- стемы управления компанией уменьшают риск неопределенности и приводят к более эффективному корпоративному управле- нию ею. Выводы 1. Корпоративное управление влияет на экономические показатели деятельности акционерного общества, оценку стоимости акций общества инвесторами и, как след- ствие, на его способность привлекать капи- тал, необходимый для развития. 2. Совершенствование корпоративного управления в Российской Федерации – важ- нейшая мера, необходимая для повышения устойчивости, эффективности деятельно- сти акционерных обществ, увеличения при- тока инвестиций во все отрасли российской экономики как из источников внутри стра- ны, так и от зарубежных инвесторов. 3. При оценке стоимость акций публич- ных компаний необходимо учитывать до- полнительные конкурентные преимуще- Подписка в любое время по минимальной цене +7 916 936 77 91, [email protected] 75 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ ства, которые получают компании за счет обеспечения эффективного контроля за их деятельностью со стороны акционеров и других заинтересованных сторон. 4. Существующие в российской практи- ке методические рекомендации по оценке корпоративного управления публичными акционерными обществами могут исполь- зоваться оценщиками при оценке акций для учета дополнительных конкурентных преимуществ компаний в целях повыше- ния конкурентоспособности российского финансового рынка, создания комфортных условий для инвесторов. 5. Учитывая, что оценщик обязан при- менять федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, принятые саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, необходимо пояснить в федеральных стан- дартах оценки и стандартах и правилах саморегулируемых организаций по оценке бизнеса механизмы запроса и анализа ин- формации по корпоративному управлению, четко сформулировав перечень необходи- мых документов, требующихся при прове- дении оценки акций, бизнеса. ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 1. Об акционерных обществах : Феде- ральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ : в редакции Федерального за- кона от 31 декабря 2017 года. 2. О внесении изменений в Федераль- ный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с огра- ниченной ответственностью» в части ре- гулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересо- ванность : Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 343-ФЗ (последняя редакция). 3. Об оценочной деятельности в Россий- ской Федерации : Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ : в редакции Фе- дерального закона от 29 июля 2017 года. 4. О раскрытии в годовом отчете публич- ного акционерного общества отчета о со- блюдении принципов и рекомендаций Ко- декса корпоративного управления : письмо Центрального банка Российской Федера- ции от 17 февраля 2016 года № ИН-06-52/8. 5. О Кодексе корпоративного управле- ния : письмо Центрального банка Россий- ской Федерации от 10 апреля 2014 года № 06-52/2463. 6. Основные направления финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов : одобрено Советом ди- ректоров Центрального банка Российской Федерации 26 мая 2016 года. 7. Об утверждении Федерального стан- дарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» : приказ Министерства экономического развития Российской Фе- дерации от 20 мая 2015 года № 299 (с изм. и доп.). 8. Об утверждении Федерального стан- дарта оценки «Оценка бизнеса (ФСО № 8)» : приказ Министерства экономиче- ского развития Российской Федерации от 1 июня 2015 года № 326. 9. Об утверждении Методических реко- мендаций по организации работы комите- тов по аудиту совета директоров в акцио- нерном обществе с участием Российской Федерации : приказ Федерального агент- ства по управлению государственным иму- ществом от 20 марта 2014 года № 86. 10. Об утверждении Методических ре- комендаций по разработке дивидендной политики в акционерных обществах с госу- дарственным участием : приказ Федераль- ного агентства по управлению государ- ственным имуществом от 29 декабря 2014 года № 524. 11. Об утверждении Методических ре- комендаций по организации работы вну- треннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации : приказ Федерального агентства по управлению го- сударственным имуществом от 4 июля 2014 года № 249. 12. Об утверждении Методических ре- комендаций по организации проверочной 76 Подписка в любое время по минимальной цене +7 916 936 77 91, [email protected] № 2 (209) 2019 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ деятельности ревизионных комиссий ак- ционерных обществ с участием Российской Федерации : приказ Федерального агент- ства по управлению государственным иму- ществом от 26 августа 2013 года № 254. 13. Об утверждении Методических ре- комендаций по организации работы корпо- ративного секретаря в акционерных обще- ствах с государственным участием : приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27 марта 2014 года № 94. 14. Об утверждении Методологии опре- деления профильности активов : приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25 июля 2013 года № 218 : в редакции от 26 сентя- бря 2014 года. 15. Об утверждении Методических ре- комендаций по организации работы совета директоров в акционерном обществе : при- каз Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 21 ноября 2013 года № 357. 16. Кодекс корпоративного управления Германии. URL: http://www.oecd.org/daf/ ca/ 2013OECDRussiaCorporateGovernanceRoun dtableEuropeanCodesRus.pdf 17. Принципы корпоративного управле- ния G20/ОЭСР. URL: http://innclub.info/wpcontent/uploads/2016/04/ПКУ.pdf 18. Европейские кодексы корпоратив- ного управления и их эффективность / со- ставитель Эдди Ваимерш. URL: http://www. oecd.org/daf/ca/2013OECDRussiaCorporateG overnanceRoundtableEuropeanCodesRus.pd 19. О внесении изменений в Федераль- ный закон «Об акционерных обществах» : проект федерального закона № 204628-7 : принят Государственной Думой Федераль- ного Собрания Российской Федерации во II чтении 12 января 2018 года. 20. Косорукова И. В., Секачев С. А., Шу- клина М. А. Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса / под ред. И. В. Косоруковой. М. : Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2016. 904 с. 21. Волкова Н. А. Анализ методов оценки корпоративного управления предприятия в российской практике // Экономические нау- ки. Ноябрь. 2016. 22. Косорукова И. В. Анализ влияния су- щественных фактов на уровень капитали- зации российских предприятий // Вопросы экономики и права. 2013. № 7 (61). С. 96– 107. 23. Косорукова И. В., Прокимнов Н. Н. Влияние раскрытия эмитентом существен- ных фактов на цену акций // Прикладная ин- форматика. № 1 (49). 2014. С. 16–31. 24. Сидорович В. А. Роль совета дирек- торов в процессе стратегического управле- ния. URL: http://www.sidorovich.com/articles. html 25. Национальный рейтинг корпоратив- ного управления «РИД – Эксперт РА». URL: https://raexpert.ru/releases/2007/March28 26. Цой Р. А. Оценка рыночной стоимо- сти российских промышленных компаний с учетом влияния корпоративного управле- ния : дис. … канд. эконом. наук. Ростов-на- Дону, 2007. 27. Агентство экономической информа- ции : [сайт]. URL: https://www.1prime.ru/ 28. Standart & Poor’s, Россия : [сайт]. URL: https://www.standardandpoors.com/ /ru_RU/ web/guest/home 29. Оценка корпоративного управления в публичных акционерных обществах с уча- стием Российской Федерации, акции кото- рых обращаются на организованном рынке ценных бумаг. URL: https://buscom.hse.ru/ data/2017/04/20/1168797690/Последняя%20 версия%20отчета_рус.pdf

Похожие разделы

заказать диплом





© 2002 - 2020 RefMag.ru