RefMag.ru - Оценка. Помощь в решении задач, тестов, практикумов, курсовых, аттеста­ционных

RefMag.ru - Помощь в решении в учебе

Заказать:
- заказать решение тестов и задач
- заказать помощь по курсовой
- заказать помощь по диплому
- заказать помощь по реферату

Репетитор оценщика

Готовые работы заочников

Тесты:

Задачи:

Примеры работ по оценке

Примеры курсовых работ
Примеры аттест­ационных работ
Учебные дисциплины
Литература
Заказ работ:




Оказываю помощь по решению задач, тестов, консультации по самостоятельному выполнению контрольных, курсовых и дипломных. Сергей.
тел. +7(495)795-74-78, [email protected], ,
,

Примеры: | контрольные | курсовые | дипломные | отзывы |

Пример работы из интернет.

Расчет рыночной стоимости автомобиля Ford Focus II в целях залога

Похожие работы:

Для подготовки курсовой работы, реферата или диплома на тему Расчет рыночной стоимости автомобиля Ford Focus II в целях залога рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

  1. Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств в целях залога
  2. Виды стоимости, применяемые при оценке в целях залога
  3. Сравнительный, затратный и доходный подходы к оценке
  4. Расчет рыночной и ликвидационной стоимости оцениваемого автомобиля

Материал для работы можно подобрать самостоятельно, используя интернет или другие источники или обратиться за помощью к специалистам.

Фрагмент работы на тему "Расчет рыночной стоимости автомобиля Ford Focus II в целях залога"

Министерство образования и науки Российской Федерации

НОУ ВПО “Сибирская академия финансов и банковского дела”

(НОУ ВПО САФБД)

Институт дополнительного профессионального образования

Курсовая работа

по дисциплине:

“Оценка стоимости машин, оборудования и приборов”

Расчет рыночной стоимости автомобиля Ford Focus II в целях залога

Выполнил: студент заочного отделения

группы ДАП-1401О Федечкина Н.А.

г. Новосибирск

2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические и правовые основы оценки стоимости машин, оборудования и транспортных средств в целях залога

1.1 Машины, оборудование и транспортные средства как объект оценки и залога

1.2 Правовое регулирование и стандарты оценки машин, оборудования и транспортных средств

1.3 Виды стоимости, применяемые при оценке в целях залога

2. Методические аспекты оценки стоимости машин, оборудования и транспортных средств в целях залога

2.1 Сравнительный подход к оценке и его методы

2.2 Затратный подход к оценке и его методы

2.3 Доходный подход к оценке и его методы

3. Практика оценки стоимости транспортного средства в целях залога

(на примере автомобиля FОRD FОCUS II)

3.1 Описание объекта оценки и анализ вторичного рынка Fоrd Fоcus

3.2 Расчет рыночной и ликвидационной стоимости оцениваемого автомобиля

3.3 Обобщение и применение результатов оценки для определения размера кредита под залог автомобиля

Заключение

Список использованных источников

Приложения А. Классификационные группы залогового обеспечения

Приложение Б. Этапы залоговой экспертизы

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе на основе обобщения теоретических, правовых и практических аспектов проведена оценка автомобиля FORD Focus II. Рассмотрены методические вопросы индивидуальной и массовой и оценки стоимости аналогичных автомобилей. Проведен анализ и сделан вывод о развитии рынка автомобилей FORD Focus в г. Новосибирске. Определена двумя подходами рыночная стоимость автомобиля FORD Focus II.

Вопросы работы с залоговым обеспечением являются крайне важными и недостаточно изученными в российской оценочной и банковской практике.

Большинство банковских кредитных программ предполагает наличие залогового обеспечения. Однако многие заемщики несколько переоценивают его значение, полагая, что, если они предоставляют высоколиквидный залог (к примеру, недвижимое имущество), банк может оказать некоторые «послабления» при проведении кредитного анализа. Как говорят финансисты, сегодня обладание залогом - страшный сон банкира. Действительно, в ситуации, когда заемщиков, не вернувших кредит, единицы, залог не представляет для банков большой проблемы. Однако в периоды кризисов, которые, как известно, могут возникнуть в самый неподходящий момент, залоговые портфели порядком «тяжелеют» и управление непрофильными активами отнимает у банкиров все больше времени и сил. Таким образом, выбор обеспечения по кредиту и его оценка - это обязательная процедура практически для всех кредитов (за исключением узкой «прослойки» беззалоговых кредитов, к примеру овердрафта), и подходить к нему необходимо со всей ответственностью и пониманием того, как банк сможет его реализовать в случае, если заемщик не выполнит своих обязательств по ссуде и поручители не окажут соответствующей поддержки.

Справедливая оценка рыночной и залоговой стоимости предлагаемого в залог имущества - очень важный процесс, требующий времени, навыков и сбора информации. Поэтому необходимо принять правильное решение о том, кто будет субъектом оценки, понимая, что с точки зрения материальных затрат клиенту выгоднее не обращаться к независимому оценщику, а с точки зрения временных затрат, напротив, независимая оценочная компания может намного быстрее подготовить отчет. А еще более важно, чтобы для проведения оценки, подготовки отчета об оценке и анализа достоверности отчета об оценке независимой оценочной компании был выделен специальный сотрудник банка, прошедший необходимое обучение и имеющий достаточное количество времени для выполнения вмененных ему обязанностей.

Оценка транспортных средств в этом случае является специализированным и обособленным видом оценочной деятельности, имеющим принципиальные отличия от оценки других видов объектов.

В связи с этим при профессиональной подготовке экспертов возникает острая необходимость разработки учебно-методического обеспечения оценки стоимости транспортных средств, позволяющего повысить уровень объек-тивности и обеспечить необходимое качество услуг по оценке и соответствие их требованиям действующего законодательства по защите прав потребителей, в том числе, и в случае залога оцениваемого имущества.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена проблемами теории и практики оценки оборудования и транспортных средств в целях залога.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей теории и практики оценки оборудования и транспортных средств в целях залога.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть особенности машин, оборудования и транспортных средств как объекта оценки и залога;

- раскрыть особенности правового регулирования и стандартов оценки машин, оборудования и транспортных средств;

- охарактеризовать виды стоимости, применяемые при оценке в целях залога;

- определить методологические основы оценки оборудования и транспортных средств в целях залога;

- определить рыночную и ликвидационную стоимость конкретного транспортного средства.

Объектом исследования является оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств в целях залога.

Предметом исследования являются методы и практика оценки оборудования и транспортных средств в целях залога.

Объект оценки - автомобиль FОRD FОCUS II, находящийся в

г. Новосибирске, оцениваемый в целях залога.

Структура данной работы обусловлена поставленными целями и задачами и состоит из введения, трех глав основной части, которые максимально раскрывают поставленную цель, заключения и списка использованных источников.

В первой главе рассмотрены теоретические и правовые основы оценки стоимости машин, оборудования и транспортных средств в целях залога.

Вторая глава посвящена методическим аспектам оценки стоимости машин, оборудования и транспортных средств в целях залога, в частности, характеристикам трех подходов к оценке: сравнительного, затратного и доходного.

В практической главе выполнена оценка стоимости транспортного средства в целях залога (на примере автомобиля FОRD FОCUS II).

Методологической базой данной работы являются труды отечественных и зарубежных специалистов в области оценки машин, оборудования и транспортных средств, в частности, М.В. Акулич, А.Г. Грязновой, И.Л. Артеменкова, А.П. Ковалева, В.Н. Москвина, В.П. Попкова, Роберта Н. Холта и др.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ МАШИН, ОБОРУДОВАНИЯ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ЦЕЛЯХ ЗАЛОГА

1.1 Машины, оборудование и транспортные средства как объект оценки и залога

Машины, оборудование и транспортные средства - это такой вид имущества, которое может находиться в собственности как физических, так и юридических лиц. Для оценочной практики наиболее характерно рассмотрение собственности, принадлежащей юридическим лицам, а именно предприятиям.

Как известно, все имущество предприятий подразделяется на недвижимое (недвижимость) и движимое. К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения (ст. 130 п. 1 ГК РФ). Таким образом, в недвижимость входят земельный участок и вещи над и под земельным участком. Кроме того, российское законодательство относит к недвижимому имуществу еще подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Причем любые сделки с недвижимостью подлежат обязательной государственной регистрации.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме особых случаев, указанных в законе (ст. 130 п. 2 ГК РФ). Превалирующая часть в составе движимого имущества на предприятии - это различное оборудование, машины, установки, аппараты, приборы, механизмы, инструменты и оснастка, транспортные средства, мебель, средства связи, вычислительная техника и т.д. Некоторые виды движимого имущества также подлежат регистрации в государственных органах. Например, автотранспортные средства регистрируются в органах ГИБДД, котельные и энергетические установки - в соответствующих органах технического надзора.

В отличие от объектов недвижимости машины, оборудование и транспортные средства не связаны жестко с землей, они могут быть перемещены в другое место, могут быть отдельно стоящими и функционально самостоятельными, а могут находиться во взаимосвязи и образовывать технологические комплексы. В то же время можно встретить такие виды оборудования, которые составляют неотъемлемую часть зданий (лифты, системы вентиляции и освещения и др.) и которые естественно учитываются в составе недвижимого имущества.

Машины, оборудование и транспортные средства, эксплуатируемые на предприятии и находящиеся в его собственности или пользовании, относятся к основным фондам (средствам) данного предприятия. Исключением из этого правила являются те машины, которые относятся к готовой продукции предприятия и хранятся у него на складе. То же можно сказать и о машинах, находящихся в продаже у дилерских (торговых) компаний. Данные объекты будут относиться к оборотным средствам.

Главным документом, регламентирующим организацию учета основных средств, является Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств (ПБУ 6/01)», утвержденное приказом Минфина РФ от 28 апреля 2001 г. № 2689.

Единицей учета является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы.

Каждый инвентарный объект имеет свой срок полезного использования.

Каждому инвентарному объекту присваивается инвентарный номер, который обозначен на прикрепленном жетоне, нанесен краской или иным способом. Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения на данном предприятии. Инвентарные номера списанных с учета объектов не присваиваются вновь принятым к учету объектам в течение 5 лет по окончании года списания.

На каждый инвентарный объект в бухгалтерии заводится и ведется инвентарная карточка учета основных средств стандартной формы. В инвентарной карточке приведены основные данные по объекту: срок полезного использования, способ начисления амортизации, местоположение, технические данные и т.д.

В зависимости от имеющихся прав основные средства подразделяются на:

на объекты, принадлежащие предприятию на праве собственности;

объекты, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении;

объекты, полученные в аренду.

Возможны следующие случаи постановки объектов основных средств на учет: приобретение (купля); сооружение и изготовление; получение в виде вклада в уставный капитал; получение по договору дарения или безвозмездной передачи.

Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость основных средств - сумма фактических затрат предприятия на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и других возмещаемых налогов.

Если объект получен безвозмездно, то его первоначальная стоимость берется как рыночная стоимость на дату оприходования по результатам оценки. Если объект приобретен в обмен на другое имущество, то первоначальная стоимость этого объекта берется равной первоначальной стоимости обмениваемого имущества. Если объект приобретен в иностранной валюте, то его стоимость в рублях берется по курсу ЦБ РФ на дату приобретения.

Все затраты на перемещение оборудования внутри предприятия (кроме монтажа) относятся к издержкам производства и не влияют на первоначальную стоимость. Затраты по монтажу перемещенных объектов и устройству фундамента на новом месте их эксплуатации отражаются как капитальные вложения (счет 08), а затем добавляются к первоначальной стоимости объекта (счет 01).

Неучтенные объекты основных средств, обнаруженные при инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости.

Система учета основных средств является ценной информационной базой для оценки стоимости. Почти все официальные первичные данные об объектах оценки оценщик получает из документов этой системы.

Обычно в качестве первичных объектов оценки берутся инвентарные объекты. Определение инвентарного объекта было приведено выше. Исходя из этого определения можно сделать вывод, что первичным объектом оценки может быть:

1) либо функционально самостоятельная единица оборудования (машина, станок, агрегат, пресс, аппарат, система, установка - названия бывают разные) или транспортное средство (автомобиль, тягач, конвейер, транспортер, подъемник, локомотив, вагон, судно и т.д.), укомплектованные всеми необходимыми для работы приспособлениями и принадлежностями;

2) либо машинные комплексы, объединяющие несколько взаимосвязанных между собой единиц оборудования и вспомогательных устройств (техно-логические комплексы, поточные и автоматические линии, роботизированные комплексы, гибкие модули, автопоезда и т.д.).

К сожалению, на предприятиях находящиеся на учете инвентарные объекты могут не всегда отвечать требованию функциональной завершенности и комплектности, поэтому при оценке стоимости иногда возникает необходимость уточнить состав оцениваемых объектов и если нужно внести изменения в состав учитываемых единиц основных средств.

Учетные сведения помогают выполнить группировку объектов по ряду признаков (табл. 1).

Таблица 1- Критерии классификации машин, оборудования и транспортных средств

Критерий классификации

Характеристика

Степень участия в основном производственном процессе

Могут относиться либо к производственным, либо к непроизводственным основным средствам. Первые находятся в составе производственных подразделений предприятия, вторые - в составе подразделений и учреждений социально-культурной сферы (жилищно-коммунального хозяйства, поликлиник, клубов, стадионов и т.п.). Производственные машины и оборудование в свою очередь подразделяются на основные, т.е. занятые в производстве основной продукции или выполнении услуг, и вспомогательные, т.е. занятые выполнением вспомогательных и обслуживающих работ (оборудование лабораторий, ремонтных подразделений, технического контроля и т.д.)

Этапы жизненного цикла

- предназначенные к установке, т.е. оборудование, которое недавно поступило и подготавливается к эксплуатации, монтируется, отлаживается, проходит пробную эксплуатацию;

- находящиеся в эксплуатации;

- временно не эксплуатируемые и находящиеся в капитальном ремонте, реконструкции, модернизации, переоснащении т.д.;

- находящиеся в консервации или запасе (в том числе мобилизационном);

- подготавливаемые к выбытию для продажи или к передаче;

- выбывшие из эксплуатации, подлежащие разборке и утилизации

Право собственности на оцениваемые объекты

- относящиеся к собственным средствам предприятия;

- безвозмездно полученные во временное пользование;

- арендуемые у другого владельца;

- собственные, сданные в аренду

Способ приобретения

- приобретенные новыми;

- приобретенные подержанными;

- изготовленные собственными силами

Выполнение последующей работы по подбору аналогов

- стандартные универсальные машины, серийно выпускаемые у нас или за рубежом;

- специализированные машины, выпускаемые на базе универсальных машин;

- специальные машины, изготовляемые только по индивидуальным заказам

Происхождение

Отечественные и импортные

С точки зрения положений налогового учета

Отношение к амортизируемому и неамортизируемому имуществу

При предварительной оценке возможности принятия предлагаемого клиентом имущества в качестве залогового обеспечения по рассматриваемой ссуде очень важно помнить, что российским законодательством установлен ряд ограничений по передаче в залог определенного имущества. К такому имуществу относятся:

- имущество, изъятое из оборота (ст. 336 ГК РФ). К данной категории можно отнести имущество, которое не может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом (п. 1 ст. 129 части первой ГК РФ). Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается, должны быть прямо указаны в законе (п. 2 ст. 129 ГК РФ). Специальный закон, в котором перечислены объекты, изъятые из оборота, не принят. Существует Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» (в ред. от 30 декабря 2000 г.), который применяется до принятия указанного закона;

- хозяйственные природные ресурсы, находящиеся в государственной либо муниципальной собственности;

- участки недр (ст. 1.2 Федерального закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»);

- запасы государственного резерва независимо от места их размещения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 1994 г.

№ 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»);

- имущество, в отношении которого в установленном законодательством порядке предусмотрена обязательная приватизация либо приватизация которого запрещена (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»). В частности, Закон (п. 13 ст. 39) от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» запрещает приватизацию всех государ-ственных и муниципальных образовательных учреждений, включая объекты их производственной и социальной инфраструктуры РФ;

- имущество, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание;

- вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, специальное снаряжение личного состава военизированных организаций и нормативно-техническая документация на их производство и эксплуатацию;

- ракетно-космические комплексы, системы связи и управления военного назначения и нормативно-техническая документация на их производство и эксплуатацию;

- результаты научно-исследовательских и проектных работ, а также фундаментальных поисковых исследований по созданию вооружения и военной техники;

- шифровальные средства и нормативно-техническая документация на их производство и использование;

- приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ изотопов;

- уран, другие делящиеся материалы и изделия из них;

- отходы радиоактивных материалов;

- рентгеновское оборудование;

- яды и наркотические вещества;

- ядовитые и сильнодействующие лекарственные средства;

- лекарственное сырье, получаемое от северного оленеводства (панты и эндокринное сырье);

- взрывчатые вещества, средства взрывания, порох, отходы взрывчатых веществ.

Кроме этого, в большинстве банков не приветствуется рассмотрение для целей залога следующего имущества:

- драгоценные камни и уникальные ювелирные изделия;

- предметы искусства, художественные ценности и раритеты, коллекции;

- объекты интеллектуальной собственности, за исключением нематериальных активов, необходимость залога которых возникает при принятии в залог предприятия (имущественного комплекса) либо акций (долей) компании;

- предметы антиквариата;

- опытные образцы промышленных изделий, а также технологическое оборудование, изготовленное (собранное) в единичных экземплярах силами самих предприятий.

Отдельно следует выделить залог имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий ввиду их специальной право-способности.

Во-первых, даже в случае наделения имуществом на праве хозяйственного ведения такие унитарные предприятия ограничены в распоряжении недвижимым имуществом, так как требуется согласие собственника (государства или муниципалитета), а значит, залог такого имущества также ограничен.

Во-вторых, не допускается залог основных средств государственных унитарных предприятий, отчуждение которых может лишить их возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом таких предприятий.

Залогодателем может являться только собственник имущества или лицо, у которого имущество находится на праве хозяйственного ведения.

В случае если предлагаемое заемщиком обеспечение отвечает следующим требованиям - на него отсутствуют юридические запреты на совершение залоговых сделок с предложенным в качестве залога имуществом; по предварительной оценке кредитного эксперта стоимость имущества, предлагаемого в качестве обеспечения, достаточна для покрытия рассматри-ваемого банком кредита; на него отсутствуют установленные банком запреты на залог имущества, - банк переходит ко второму этапу.

Что касается оборудования и автотранспорта, крайне важными характеристиками являются место нахождения и соблюдение норм эксплуатации предмета залога, что не может быть выявлено по документам. Здесь идет речь не только о способе охраны территории, но и о месте расположения оборудования внутри территории предприятия, оценке физического состояния залога, его работоспособности, выполнении мероприятий по техническому обслуживанию, допуске к работе только сотрудников, имеющих надлежащую квалификацию, и прочих моментах, которые могут повлиять на поддержание залога в надлежащем работоспособном состоянии и максимально возможное сохранение им стоимости в связи с физическим износом в течение периода кредитования.

Для оценки оборудования важной характеристикой является возможность наладки оборудования на выпуск нескольких видов продукции или переориентации его на другое производство. Обращается внимание на то, является ли конкретное оборудование самостоятельной единицей или входит в производственный цикл, на наличие на предприятии всех единиц оборудования для полного производственного цикла.

На этапе определения основных параметров и характеристик активов кредитный эксперт осуществляет анализ предлагаемого в качестве залогового обеспечения имущества с целью определения его ликвидности, сохранности, возможности контроля, значимости активов для клиента. Особое внимание хотелось бы уделить анализу ликвидности предлагаемого в залог имущества.

Ликвидность объекта определяется в зависимости от прогнозируемого срока реализации имущества на свободном рынке по рыночной стоимости.

По срокам реализации можно выделить следующие категории

ликвидности данного имущества:

- ликвидность высокая - примерный срок реализации составляет

менее 1 месяца;

- ликвидность выше средней - примерный срок реализации составляет 1 - 2 месяца;

- ликвидность средняя - примерный срок реализации составляет 2 - 4 месяца;

- ликвидность ниже средней - примерный срок реализации составляет 4 - 6 месяцев;

- ликвидность низкая - примерный срок реализации составляет более 6 месяцев.

Ликвидность указанного имущества чаще всего определяется путем экспертного опроса организаций, осуществляющих реализацию аналогичного имущества.

Количество опрашиваемых организаций в рамках определения ликвидности того или иного имущества закрепляется в соответствующем внутрибанковском положении.

В процессе опроса оцениваются следующие параметры:

- каков примерный срок реализации объектов, сопоставимых по техническому состоянию (году изготовления) с оцениваемым объектом;

- какие организации могли бы выступать в качестве потенциальных покупателей оборудования;

- может ли организация в случае возникновения необходимости оказать содействие в реализации оборудования;

- существует ли рынок бывшего в эксплуатации оборудования;

- каков примерный уровень цен на новое и бывшее в эксплуатации оборудование.

При отсутствии возможности экспертного опроса или неполноте полученных ответов степень ликвидности может быть определена косвенным путем, на основании балльной оценки факторов. Состав факторов и шкала балльной оценки закрепляются соответствующим внутрибанковским положением. После суммирования баллов по всем факторам определяют степень ликвидности оборудования.

Примерный перечень анализируемых факторов:

- совокупный износ имущества на момент окончания срока действия кредитного договора;

- степень уникальности оборудования;

- наличие и количество организаций, торгующих аналогичным оборудованием;

- количество потенциальных потребителей аналогичного имущества в регионе;

- требование специализированного помещения.

Случаи, при которых оценка рыночной и залоговой стоимости проводится сотрудниками банка, всегда оговорены в соответствующих внутрибанковских положениях. Чаще всего банк самостоятельно оценивает товары в обороте, типовые объекты недвижимости, стандартное оборудование. Как правило, оценку имущества, предлагаемого в качестве обеспечения, проводит кредитный эксперт, курирующий заемщика, либо специально выделенный для этих целей сотрудник кредитного подразделения, либо сотрудник подразделения банка по работе с залоговым обеспечением.

В ситуации, когда оценку имущества проводит подразделение по работе с залогами, кредитный эксперт, курирующий заемщика, готовит служебную записку на имя уполномоченного руководителя/сотрудника подразделения, содержащую:

- сведения об основных параметрах предполагаемого кредитного продукта;

- краткую информацию об имуществе, предлагаемом в качестве обеспечения по залогу.

Прежде чем начать проведение оценки, банку необходимо получить от залогодателя все правоустанавливающие документы по залогу, заполненные опросные формы банка, касающиеся описания предмета залога. В каждом банке разрабатываются свои собственные формы.

Как правило, независимые оценочные компании привлекаются с целью оценки нестандартного имущества (либо стандартного имущества, но по рекомендации кредитующего подразделения или подразделения по оценке кредитных рисков). Так или иначе, общий порядок оценки залогового обеспечения закреплен в соответствующем нормативном положении коммерческого банка. Обычно оценочная компания привлекается при оценке имущества, при-надлежащего полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям.

В рамках настоящей курсовой работы будут рассмотрены особенности оценки машин, оборудования и автотранспортных средств.

Очевидно, что субъект проведения оценки закреплен соответствующими внутрибанковскими положениями. Однако для наглядности приведем классификацию залога оборудования, машин и автотранспортных средств с указанием субъекта оценки такого рода имущества в зависимости от того, в какую залоговую группу оно отнесено: стандартный, индивидуальный и нестандартный залог (Прил. А). Кроме этого, в Прил. Б раскрыты основные этапы проведения оценки в зависимости от залоговой группы.

Хотелось бы отметить, что в большинстве банков оценка предмета залога силами своих сотрудников и без привлечения независимых оценочных компаний разрешается только для стандартных видов оборудования, машин и автотранспортных средств и для товаров в обороте, так как для оценки более сложных объектов необходимы соответствующая подготовка сотрудников и достаточный для проведения оценки объем открытой информации.

1.2 Правовое регулирование и стандарты оценки машин, оборудования и транспортных средств

Одной из основных форм регулирования оценочной деятельности является разработка стандартов оценки, которые устанавливают определения фундаментальных понятий, относящихся к оценке имущества, и предлагают основные принципы осуществления оценочной деятельности.

Различают национальные и международные стандарты оценки.

Основными задачами системы стандартизации услуг в области оценки являются:

обеспечение взаимопонимания и взаимодействия между всеми сторонами-участниками процесса оценки имущества;

формирование нормативной базы для обеспечения проведения сертификации услуг по оценке;

установление единых требований к методам оценки, содержанию и форме отчетов по оценке;

создание и ведение системы классификации и кодирования технико-экономической информации, используемой при оценке;

гармонизация терминологии, классификации услуг, методов оценки с международными стандартами;

содействие соблюдению законодательства Российской Федерации средствами и методами стандартизации.

Ст. 20 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» определяет положения о Стандартах оценочной деятельности.

Стандартами оценочной деятельности определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности.

Стандарты оценочной деятельности подразделяются на федеральные стандарты оценки и стандарты и правила оценочной деятельности.

Федеральные стандарты оценки разрабатываются Национальным советом с учетом международных стандартов оценки.

Стандарты и правила оценочной деятельности разрабатываются и утверждаются саморегулируемой организацией оценщиков и не могут противоречить федеральным стандартам оценки.

1.3 Виды стоимости, применяемые при оценке в целях залога

Как и любой товар на рынке, машины, оборудование и транспортные средства имеют себестоимость, стоимость и цену. Себестоимость - это сумма денежных средств, которые требуются для создания этих объектов. Она в какой-то степени влияет на стоимость, но не определяет ее.

Стоимость объекта - это наиболее вероятная денежная сумма, которую можно получить при его продаже, но при соблюдении определенных условий. В зависимости от целей оценки объект может иметь несколько видов стоимости. Наиболее часто встречающиеся в оценочной практике виды стоимости представлены на рис. 1.

Рисунок 1 - Виды стоимости технических устройств

Представленные виды стоимости достаточно широко используются при оценке машин и оборудования и поэтому следует раскрыть содержание этих экономических категорий более подробно.

Рыночная стоимость - это наиболее вероятная сумма денежных средств за объект, который предлагается к продаже на рынке и в течении определенного времени, при условии, что покупатель является типичным для данного рынка и сделка оплачивается деньгами или их эквивалентами. В рыночных условиях стоимость технических устройств - это отражение цены, за которую владелец ХОЧЕТ продать, а покупатель МОЖЕТ купить данный объект. Значит, если сегодня нет покупателя, то независимо от того, каковы были затраты на создание либо приобретение объекта, текущая его рыночная стоимость будет равной нулю.

Залоговая стоимость - это сумма денежных средств за объект, которая рассчитана по существующим методикам и отвечает условиям выдачи кредита под залог технического устройства. Как правило, рыночная и залоговая стоимости совпадают по величине, но не всегда.

Стоимость затрат на создание объекта - это сумма денежных средств за объект, которая рассчитывается на основе сметы или калькуляции затрат на его создание. Стоимость затрат на создание объекта и рыночная стоимость очень редко совпадают по величине.

Стоимость в пользовании объектом - это сумма денежных средств, в которую обходится эксплуатация чужого технического устройства конкретному пользователю либо группе пользователей. Примером может служить аренда машин, оборудования, транспортных средств и даже целого комплекса технических устройств. В настоящее время этот вид стоимости получает широкое распространение в отечественной практике.

Инвестиционная стоимость - это сумма денежных средств, в которую оценивает конкретный инвестор свое участие в реализации инвестиционного проекта.

Стоимость в целях налогообложения - это денежное выражение ценности технических устройств, которое рассчитывается периодически с использованием строго установленных процедур и методов. Примером могут служить периодические переоценки основных производственных фондов на предприятии.

Страховая стоимость технического устройства - это та же рыночная стоимость, но только без учета стоимости, например, земельного участка. Страховая стоимость объекта может быть выше рыночной или любого другого вида стоимости.

Ликвидационная стоимость - это сумма денежных средств, полученная при принудительной продаже технического средства. Обычно этот вид стоимости ниже рыночной стоимости объекта оценки.

Стоимость демонтируемого объекта - это денежное выражение оцениваемого объекта при демонтаже, например, оборудования, сооружения, другого технического устройства, если они либо их элементы переносятся в новый цех, участок и т.д.

Следует отметить, что все виды стоимости носят ярко выраженный субъективный характер. Если собственнику нужно демонтировать, ликвидировать объект либо получить кредит в банке под залог объекта или продать его, то стоимости эти могут отражать очень субъективные мнения оценщика по поводу реального уровня стоимостной ценности технического устройства. Из всех видов стоимости более или менее объективно отражает реальную стоимость объекта рыночная стоимость, поскольку на ее уровень влияют три объективных, на наш взгляд, фактора - спрос и полезность технических устройств (почти постоянно) и их периодическая дефицитность.

Вообще следует отметить, что субъективный характер любой стоимости технических устройств обусловлен еще и тем, что на рынке действует много хозяйствующих субъектов. Это продавцы и покупатели (как на любом рынке), а кроме того на рынках машин, оборудования и транспортных средств действуют собственники, инвесторы, дилеры, брокеры, оценщики, юристы и т.д. Каждый из этих субъектов защищает и преследует свои интересы, а отношения между ними по каждому конкретному случаю купли-продажи складываются по-разному и часто очень субъективно. Все хозяйствующие субъекты для достижения своих целей используют своеобразие и многообразие средств труда; тот вид стоимости, который необходим им для достижения поставленной цели; учитывают все виды износа (физический, моральный и экономический) при стоимостной оценке объекта; действуют исходя из условий, в которых они оказываются в каждом конкретном случае, руководствуясь при этом «здравым смыслом» (у каждого он свой). Если внимательно проанализировать поведение и деятельность участников рынка средств труда, то станет очевидным тот факт, что оценщик может быть полезен любому участнику, а значит, иметь свою «нишу» на рынке.

Еще более субъективный характер имеет цена технических устройств. Цена объекта - это денежная сумма, которая была реально уплачена за объект в результате конкретной свершившейся сделки.

Условно можно утверждать, что рыночная стоимость - это более или менее объективная экономическая категория; другие виды стоимости и особенно цена - почти всегда носят субъективный характер. Именно поэтому оценщик при определении стоимости объекта стремится максимально использовать весь общепринятый в оценочной деятельности методический инструментарий и выполнить свою работу с позиций цивилизованного специалиста.

Потребность в оценке стоимости машин и оборудования возникает в процессе хозяйственной деятельности практически постоянно.

В зависимости от масштабов производства и потребностей заказчика объектами стоимостной оценки могут быть:

- одна отдельно взятая единица оборудования. В оценочной практике такой вариант принято (как уже отмечалось выше) называть - оценка «россыпью». В этом случае, как правило, определяются рыночная, страховая стоимости, стоимость арендованного оборудования и т.д.;

- множество независимых друг от друга единиц оборудования. Это, так называемая, оценка «потоком», когда переоцениваются средства труда и возникает необходимость определять стоимость воспроизводства либо замещения объекта;

- комплекс взаимосвязанных технологическим циклом агрегатов. В этом случае производится «системная» оценка объекта и определяются, как правило, рыночная, инвестиционная, ликвидационная и другие виды стоимости, в основе которых лежит доходный подход к оценке.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ МАШИН, ОБОРУДОВАНИЯ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ЦЕЛЯХ ЗАЛОГА

2.1 Сравнительный подход к оценке и его методы

Особенностями сравнительного подхода к оценке стоимости машин, оборудования, транспортных средств и других технических устройств являются, с одной стороны, ориентация итоговой величины стоимости на рыночные цены купли-продажи аналогичных объектов, с другой стороны, ориентация на собственные издержки, затраты, результаты работы, то есть все зависит от процесса создания объекта оценки.

Рыночный подход к оценке стоимости объектов наиболее приемлем для тех видов технических устройств, которые имеют развитый вторичный рынок (автомобили, многие виды станков, суда, самолеты, другое нестандартное оборудование). Метод оценки таких объектов базируется на определении рыночных цен, которые адекватно отражают «ценность» единицы технического устройства в его текущем состоянии. Основной принцип рыночного подхода - это сопоставление объектов оценки с аналогичным либо новым изделием, которое продается на вторичном рынке. Очевидно, что такой подход к оценке требует больших объемов рыночной информации и применения адекватных методов сопоставления объектов.

Ценность цен реальных сделок заключается в том, что они довольно точно отражают уровень рыночной цены на конкретный момент времени и дают возможность получить информацию о деталях свершившейся сделки. Этот фактор повышает достоверность результатов стоимостной оценки любого объекта. Источниками получения подобных сведений являются личные связи оценщиков, пресса и специальные издания. Цены прейскурантов и каталогов, то есть официально опубликованная информация, точно отражают тип объекта, комплектацию и другие технические параметры. Однако в них не учтены возможные скидки, которые могут быть достигнуты в процессе купли-продажи объекта. Поэтому ценовые характеристики, полученные из этих источников, могут использоваться лишь как базовые цены, в которые следует вносить коррективы и только после этого их можно использовать при определении стоимости конкретного объекта. На рынке существует еще один вид ценовой информации - это цены оферт (предложений о продаже или покупке). Ценность подобной информации в том, что она достаточно полно отражает техническую характеристику объекта и условия его продажи, но содержит, как правило, завышенные или заниженные цены. Кроме того, получить ее достаточно легко (по запросам, личным связям и т.д.), но при этом оценщику необходимо соблюдать определенную тактику поведения.

Ранее уже отмечалось, что в основе рыночного подхода лежит принцип сопоставления, то есть сравниваются оцениваемый и аналогичный объекты. Этот подход реализуется в методе прямого сравнения продаж. Технология использования этого метода такова:

- во-первых, подбирается 3-5 объектов-аналогов, сравниваются их технико-экономические параметры и фиксируются различия;

- во-вторых, зафиксированные различия оцениваются в стоимостном выражении и вносятся в цену продажи аналога;

- в-третьих, определяется восстановительная стоимость технического устройства или группы объектов

При подборе аналога предпочтение отдается тем объектам, которые также как и оцениваемый объект выпущены тем же изготовителем и в той же стране, имеют то же функциональное назначение и квалификационное подобие, а также имеют хотя бы частичное технологическое сходство.

Процедура сравнения осуществляется в два этапа: во-первых, находятся (подбираются) объекты-аналоги и, во-вторых, вносятся корректировки (поправки) в цену аналога. В свою очередь корректировки (поправки) бывают двух видов: коэффициентные (относительные), которые вносятся в цену аналога путем умножения; и поправочные (абсолютные), которые вносятся в цену аналога путем прибавления либо вычитания.

Целесообразна следующая очередность внесения поправок: вначале вносятся поправки на техническую сопоставимость, а затем вносятся поправки к ценам на различия в условиях продажи.

Поправки на техническую сопоставимость. Здесь различают поправки на типоразмер сравниваемых объектов (мощность, грузоподъемность, производительность и т.п.), их комплектацию (наличие дополнительных приспособлений и устройств), возраст и качество исполнения изделия, степень физического и функционального износа, месторасположение объекта при продаже (на месте его использования, на складе дилера и т.п.).

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся поправки на техническую сопоставимость и подходы к их определению.

1. Объект оценки и аналог отличаются по мощности и по производительности.

В этом случае для определения поправки используется группа объектов-аналогов, у которых рассчитываются соотношения между ценами (затратами на изготовление) и техническими параметрами сравниваемых объектов-аналогов, то есть используется формула:

, (1)

где Р1 и Р2 - цены сопоставимых объектов (затраты);

N1 и N2 - мощность, производительность, иной технический параметр сопоставимых объектов;

n - показатель степени или коэффициент «торможения цены», который зависит от конкретного вида технического устройства.

Зная цены сопоставимых объектов (Р1 и Р2) и их технические параметры (N1 и N2), легко рассчитать, коэффициент «торможения цены».

Естественно, достоверность расчета повышается, если имеется 3-5 объектов-аналогов.

Практикующие оценщики широко используют возможности формул из-за их простоты и достаточно высокой надежности. Хотя следует иметь в виду, что зависимость между ценами и техническими параметрами в действительности имеет более сложный характер, чем это представлено в формулах. Чем больше аналогов, тем больше количество значений n. Из многочисленных значений n (если много аналогов) рассчитывается среднеарифметическое либо средневзвешенное значение n.

На основе большого статистического материала и специальных исследований ученые и специалисты в области ценообразования разработали для ряда изделий машиностроения, так называемые, таблицы «торможения цены», данные которых показывают взаимозависимость показателя степени n от диапазона мощностей технических устройств, применяемых при их изготовлении материалов, размеров обрабатываемых изделий, частоты вращения используемых двигателей и т.д. [28].

Так, например, для тракторов средней мощности коэффициент «торможения цены» - n = 0,72; экскаваторов - n = 0,8; экструдеров, которые применяются в переработке полимерных материалов, - n = 0,6 - 0,7; для ленточных транспортеров, изготовленных из углеродистой стали, - n = 0,23-0,81, для шнековых транспортеров - n = 0,22-0,77 (все зависит от транспортируемых габаритов груза); для паротурбинных установок - n = 0,6-0,8; паровых котлоагрегатов - n = 0,7-0,85; электростанций - n = 0,65-0,8; питательных насосов - n = 0,45-0,65; экранные пароперегреватели, водяные экономайзеры и трубчатые воздухоподогреватели имеют коэффициент «торможения цены» - n = 1,0; электродвигатели - n = 0,7 и т.д. Аналогичные исследования для центробежных насосов, изготовленных из разных материалов, показывают, что коэффициент «торможения цены» изменяется в зависимости от диапазона мощности сравниваемых изделий (см. Прил. А).

Другим важным техническим фактором, влияющим на величину коэффициента «торможения цены», является так называемая «частота вращения». Современные средства труда, как правило, выполняют значительно больше функций или производят более качественную продукцию, отвечают повышенным эстетическим требованиям и т.д. Все это приводит к необходимости увеличивать затраты на их изготовление, а значит, и к увеличению рыночной стоимости, то есть на стоимость оказывают влияние уже не один-два технических параметра, а гораздо больше.

В этих случаях оценщики применяют более сложные математические зависимости, которые находят отражение в так называемых моделях цен. Имея эти модели и подставляя в них значения технических параметров конкретного изделия, оценщики рассчитывают предварительную (базовую) цену изделия, в которую затем вносят соответствующие коррективы.

Выбор технических характеристик, которые в наибольшей степени влияют на цену изделия, как правило, решается экспертным путем. Обычно их число не должно превышать количества экспертов-оценщиков, поскольку, как показывает практика, большое количество выбранных параметров не увеличивает точность анализа (чаще всего используется от трех до семи параметров). Технические характеристики, которые используются в математической модели, должны быть независимы друг от друга, хотя на практике это очень сложно осуществить, так как все агрегаты в изделии функционально взаимозависимы. Если же технические параметры сильно зависят друг от друга, то желательно их исключить вовсе.

Для построения параметрических моделей цен наиболее широко используется метод корреляционно-регрессионного анализа. Суть его заклю-чается в следующем: по группе объектов-аналогов устанавливается форма связи между стоимостным показателем (например, ценой, себестоимостью и т.д.) и техническим параметром объекта (например, мощностью, весом, объемом и т.д.).

Затем оценщик по своему усмотрению подбирает тип кривой (прямой) линии на графике и далее с помощью математической функции определяет плавную линию регрессии (в частном случае регрессия может быть и прямой линией). Линия регрессии показывает общую тенденцию исследуемой зависимости и сглаживает случайные выбросы от влияния побочных факторов. Для отображения парных корреляционных зависимостей в задачах по оценке машин и оборудования чаще всего используются следующие математические функции:

1. Линейная Y = а0 + а1 х1.

2. Степенная Y = ао х1 а.

3. Показательная Y = ax.

4. Квадратичная Y = ао+а1х+а2х2.

Есть и другие математические функции.

В этих формулах:

- Y - зависимый показатель (цена, себестоимость и т.д.);

- Х - технический параметр (мощность, производительность и т.д.);

- а0, а1, а2, - параметры корреляционной модели.

Если показатель Y зависит от нескольких параметров (Х1, Х2, Х3, ….), то используются множественные корреляционные модели типа:

1. Линейный вид Y = а0 + а1 х1 + а2 х2 + …………. + аn хn.

2. Степенной вид Y = ао х1 а1 х2а2 хn аn.

Для определения значений а1, а1, а2,……..используются специальные математические методы [6, с. 43].

Поскольку в практической работе оценщик сталкивается с необходимостью накопления и обработки информации о разных видах машин и оборудования, их классификации, потребительских свойствах и показателях качества, о нормативных сроках службы и физическом состоянии техники, о рыночных ценах и индексах цен по отраслям и группам изделий, о курсах валют, нормах амортизации и т.д., то в этой ситуации без применения электронно-вычислительной техники невозможно на современном уровне квалифицированно решать проблему стоимостной оценки средств труда. В настоящее время с помощью компьютерных технологий производится поиск изделий-аналогов, оценка конкретных объектов, разработка математических моделей, которые устанавливают функциональную связь между ценами изделий и их техническими параметрами. Все программные средства можно разделить на три группы:

- справочные системы (базы данных);

- инструментальные системы, то есть методики оценки, которые не требуют от оценщика самостоятельного заполнения их компонентов всей необходимой информацией;

- полностью автоматизированные системы на базе методик, которые для определения стоимости объекта требуют только ввести сведения о самом объекте оценки.

Таков в общих чертах инструментарий, позволяющий при стоимостной оценке сравниваемых средств труда использовать поправки на их техническую сопоставимость.

Второй вид поправок касается различий в условиях продажи. Главная цель этих поправок заключается в том, чтобы привести цены всех найденных аналогов к единым коммерческим условиям проведенных продаж. К числу наиболее важных и распространенных поправок этого вида относятся поправки на уторгование, на сроки поставки и дату продажи, на серийность поставок и условия платежа.

Поправки на уторгование - это, в основном, скидки с первоначальной (завышенной) цены изделия. Размер скидки зависит от величины покрытия коммерческих и валютных рисков, издержек производства и сбыта в период создания изделия, возможных ошибок при изготовлении и реализации объекта оценки. В каждом конкретном случае определение величины скидки на уторгование требует тщательного анализа многих факторов. Поправки на сроки поставки зависят от динамики изменения заработной платы за период изготовления изделия, динамики цен на материалы за это время, от длительности производственного цикла, темпов инфляции и т.д. Величина поправок на дату продажи зависит от инфляции и изменений ситуации на рынке. Они определяются с помощью трендов и индексов, но с учетом влияющих на изменение цены факторов. В любом случае оценщик стремится к тому, чтобы даты продажи и момент оценки были близки друг к другу. Поправки к цене на серийно выпускаемые изделия учитывают снижение доли затрат на проектирование и оснастку, приходящуюся на единицу продукции.

Поправки к цене на условия платежа учитывают авансовые платежи, платежи наличными или рассрочку, кредит, платежи в смешанной форме и т.д.

Таким образом, метод оценки стоимости машин и оборудования на основе внесения поправок в сравниваемые объекты позволяет учитывать поправки на техническую сопоставимость и поправки к ценам на различия в условиях продажи. Вместе с тем, как и все методы оценки, метод прямого сравнения продаж имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинства:

- информационной базой служат рыночные цены, которые доступны и адекватно отражают «ценность» технического устройства в его текущем состоянии;

- рыночная информация достаточно полно отражает техническую характеристику объекта и условия его продажи.

Недостатки:

- рыночный подход к оценке наиболее приемлем лишь для тех видов технических устройств, которые имеют развитый вторичный рынок;

- публикуемые рыночные цены не отражают действительные стоимостные характеристики технических устройств;

- применение индексов цен не всегда приводит к положительным результатам в оценочной деятельности.

2.2 Затратный подход к оценке и его методы

Затратный подход - это подход к определению рыночной стоимости объекта на основе его восстановительной стоимости с учетом физического, функционального (морального) и внешнего (экономического) износа. Известно также, что восстановительная стоимость оцениваемого объекта - это стоимость воспроизводства этого объекта в современных условиях. Понятие «стоимость воспроизводства» содержит ряд условностей. Во-первых, оцениваемые объекты никто не собирается создавать заново (то есть оценка носит абстрактный характер); во-вторых, если бы эти объекты и создавались заново, то при их создании использовались бы новые современные материалы и технологии; в-третьих, чем старше оцениваемый объект, тем больше условностей и допущений.

Список литературы и источников на тему "Расчет рыночной стоимости автомобиля Ford Focus II в целях залога"

  1. Курсовая - Учебный отчет об оценке франшизы сети магазинов детской одежды
  2. Курсовая - Учебный отчет об оценке франшизы сети образовательных центров
  3. Курсовая - Учебный отчет об оценке франшизы сети ресторанов УДОНъяСАН
  4. Курсовая - Практика оценки стоимости нематериальных активов (франшиза)

Другие похожие работы





© 2002 - 2020 RefMag.ru