RefMag.ru - Оценка. Помощь в решении задач, тестов, практикумов, курсовых, аттеста­ционных

RefMag.ru - Помощь в решении в учебе

Заказать:
- заказать решение тестов и задач
- заказать помощь по курсовой
- заказать помощь по диплому
- заказать помощь по реферату

Репетитор оценщика

Готовые работы заочников

Тесты:

Задачи:

Примеры работ по оценке

Примеры курсовых работ
Примеры аттест­ационных работ
Учебные дисциплины
Литература
Заказ работ:




Экспертная и репетиторская помощь по решению тестов, задач, практикумов и всех других видов работ. Сергей.
тел. +7(903)795-74-78, +7(495)795-74-78, [email protected], ,
,

Примеры выполненных работ: | контрольные | курсовые | дипломные | отзывы |




Методические материалы:

Список литературы по оценке земли > Обеспечение прав на землю граждан и юридических лиц в условиях новых правил государственной кадастровой оценки земель

Обеспечение прав на землю граждан и юридических лиц в условиях новых правил государственной кадастровой оценки земель

Выпханова Г.В. Обеспечение прав на землю граждан и юридических лиц в условиях новых правил государственной кадастровой оценки земель // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2017. № 2 (30). С. 72-80.

Скачать оригинал статьи

Фрагмент работы на тему "Обеспечение прав на землю граждан и юридических лиц в условиях новых правил государственной кадастровой оценки земель"

2/2017 72 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ПРАВИЛ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ1 Аннотация. В статье показаны проблемы, связанные с проведением государственной кадастровой оценки земель и определением разме- ра кадастровой стоимости земельных участков, которая применя- ется при расчете земельного налога, арендной платы, выкупной сто- имости земельного участка в случае его выкупа из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По данной категории дел формируется противоречивая судебная практика. В условиях изменения законодательства в области госу- дарственной кадастровой оценки обоснована необходимость учета особенностей земельных участков из состава земель различных ка- тегорий при их оценке и определении размера стоимости земельных участков. Это будет способствовать обеспечению земельных прав граждан и юридических лиц, в том числе при разрешении споров в су- дебном и внесудебном порядке. Ключевые слова: земельное законодательство, земельные участ- ки, рыночная стоимость, государственная кадастровая стоимость, земельный налог, арендная плата, земельные права граждан и юри- дических лиц. DOI: 10.17803/2311-5998.2017.30.2.072-080 G. V. VIPHANOVA, Doctor of Law, Professor of the chair of environmental law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9 ENSURE LAND RIGHTS OF CITIZENS AND LEGAL PERSONS IN THE CONTEXT OF NEW RULES FOR STATE CADASTRAL VALUATION OF LAND Review. The article shown the problems associated with carrying out the state cadastral assessment of lands and determination of the size of the cadastral value of land, which is used in the calculation of land tax, rent, purchase price of the land plot in case of its redemption from the lands being in state or municipal ownership. 1 Статья подготовлена при информационной поддержке СПС «КонсультантПлюс». Галина Викторовна ВЫПХАНОВА, доктор юридических наук, профессор кафедры экологического и природоресурсного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9 © Г. В. Выпханова, 2017 НАУКИ ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ Выпханова Г. В. Обеспечение прав на землю граждан и юридических лиц в условиях новых правил государственной кадастровой оценки земель 2/2017 73 In this category of cases is formed a contradictory judicial practice. In the context of changing legislation in the field of state cadastral assessment of the necessity of considering the peculiarities of land plots from structure of lands of different categories for their evaluation and determining the value of land. This will help to ensure land rights of citizens and legal persons, including in the resolution of disputes in judicial and extrajudicial. Keywords: land law, land, market value, state cadastral valuation, land tax, rents, land rights of citizens and legal persons. Со вступлением в силу с 1 января 2017 г. Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»2 актуали- зируется вопрос о защите земельных прав. Это обусловлено широким применением кадастровой стоимости земельного участка — определенной расчетной величины, устанавливаемой в результате государственной оценки земель, которая проводится по определенным показателям (местоположению, виду разрешенного использования и др.) в порядке, установленном законода- тельством. Кадастровая стоимость земельного участка применяется при расчете земель- ного налога, арендной платы, выкупной стоимости земельного участка в случае его выкупа из состава земель, находящихся в государственной или муниципаль- ной собственности. Штрафы за отдельные административные правонарушения устанавливаются в процентном отношении от кадастровой стоимости земель- ных участков. Соответственно, необоснованное определение кадастровой сто- имости земельного участка, которое, как правило, приводит к существенному увеличению таких платежей, не может не затрагивать права граждан и юридиче- ских лиц, являющихся правообладателями земельных участков. Поэтому для них принципиально важна возможность оспаривания в судебном или внесудебном порядке результатов определения кадастровой стоимости, что предусмотрено ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной дея- тельности в Российской Федерации»3. Как показывает анализ статистических данных, количество таких споров не- уклонно растет. Так, во внесудебном порядке в 2014 г. в созданные при террито- риальных органах Росреестра комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости поступило 11 783 заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении 27 434 земельных участков. За 10 месяцев (с 1 января по 30 октября) 2016 г. рассмотрено таких за- явлений по 52 400 земельным участкам. В пользу заявителей вопрос решается в пределах половины обращений4. 2 СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. I). Ст. 4170. 3 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3813. 4 Здесь и далее приводятся данные с официального сайта Росреестра. URL: https:// rosreestr.ru/site (дата обращения: 26 ноября 2016 г.). 2/2017 74 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ При рассмотрении таких споров в судебном порядке процент удовлетворе- ния требований заявителей выше. В частности, за 10 месяцев 2016 г. из 8 643 (в 2013 г. — 6 190) споров о величине стоимости, внесенной в государствен- ный кадастр недвижимости в отношении 15 858 объектов недвижимости, вклю- чая земельные участки, требования истцов удовлетворены в отношении 5 237 (в 2013 г. — 4 164) исков. При этом подавляющее большинство исковых заявлений подается юриди- ческими (4 418) и физическими лицами (4 044). Органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые также вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, на- ходящихся в государственной или муниципальной собственности, редко заявля- ют такие иски. Так, за 10 месяцев 2016 г. судами рассмотрено споров по 144 таким исковым заявлениям, поданным органами местного самоуправления, и 36 — ор- ганами государственной власти. Основная часть судебных споров, связанных с оспариванием результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по искам, заяв- ленным в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ, приходится на такое основание, как установление кадастровой стоимости объ- екта недвижимости в размере его рыночной стоимости (за 10 месяцев 2016 г. — 8 254 иска). В числе других оснований исков можно выделить требования: об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных све- дений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошиб- ки (80 исков); об оспаривании решения или действия (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (308 исков). В результате вынесенных в судебном порядке решений по этим искам, посту- пившим в суды в указанный период, произошло падение суммарной величины ка- дастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, включая земельные участки, по принятым решениям — почти на 50 % (47,5 %), в 2015 г. — на 71,4 %, 2014 г. — 73 %. Если до оспаривания указанная суммарная величина составля- ла 871,32 млрд руб. (в 2015 г. — 32,7 млрд руб., 2014 г. — 1 431,47 млрд руб.), то после оспаривания — 457,48 млрд руб. (в 2015 г. — 9,3 млрд руб., 2014 г. — 382,22 млрд руб.). По итогам такого оспаривания в случае удовлетворения исковых требований собственники и арендаторы земельных участков могут уменьшить размер упла- чиваемого земельного налога и арендной платы, а лица, имеющие право на вы- куп земельных участков, — размер выкупной цены. Однако необоснованное определение кадастровой стоимости земельных участков затрагивает не только конкретные частноправовые интересы. Как спра- ведливо отмечается в научной литературе, искажение кадастровой стоимости в любую из сторон имеет негативные последствия, а именно при занижении уменьшаются налоговые поступления, при завышении увеличивается налого- вая нагрузка на граждан и бизнес5. 5 Каминский А. В. Кадастровая оценка: сотрудничать нельзя противостоять! // Имуще- ственные отношения в Российской Федерации. 2016. № 2. С. 6. НАУКИ ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ Выпханова Г. В. Обеспечение прав на землю граждан и юридических лиц в условиях новых правил государственной кадастровой оценки земель 2/2017 75 Как указывается в п. 6 постановления Конституционного Суда Российской Фе- дерации от 5 июля 2016 г. № 15-П6 в системе действующего правового регулиро- вания кадастровая стоимость земельного участка является налоговой базой по земельному налогу, представляющему собой один из доходов муниципальных образований, зачисляемому по нормативу 100 % в местные бюджеты, средства которого служат для решения вопросов местного значения как конституционно установленной функции местного самоуправления. Соответственно, существенное снижение кадастровой стоимости земельно- го участка, используемого его собственниками — гражданами и организация- ми — для предпринимательской деятельности, особенно если этот земельный участок имеет крупные размеры, может уменьшить, и весьма значительно, посту- пающие в местный бюджет налоговые доходы, а следовательно, и финансовые возможности органов местного самоуправления для удовлетворения потребно- стей жизнеобеспечения населения. В такой ситуации результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории муни- ципального образования и являющихся объектами налогообложения, не только влияют на реализацию прав собственников этих земельных участков, но и могут напрямую затронуть права и законные интересы муниципальных образований как территориальных объединений граждан. Для достижения баланса публичных и частных интересов при рассмотре- нии судами заявлений о пересмотре кадастровой стоимости (об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении ка- дастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объек- те оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки), равно как и требований об оспаривании решения или действия (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, не- обходимо рассмотрение по существу заявленных требований. В ходе судебно- го разбирательства принципиальное значение приобретает оценка законности, обоснованности и достоверности определения результатов кадастровой стои- мости земельного участка, а также альтернативной оценки — индивидуальной оценки рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость кото- рого оспаривается. Однако, отмечают специалисты, в сфере оспаривания кадастровой стоимо- сти сложилась парадоксальная практика: априори кадастровая оценка счита- ется неверной, если в результате альтернативной оценки конкретного земель- ного участка получена рыночная стоимость, отличная от кадастровой, и никто не утруждает себя доказательством ошибочности расчетов оспариваемой када- стровой стоимости. В итоге в отношении исследуемого земельного участка мы получаем никем не оспоренную по существу кадастровую оценку, прошедшую экспертизу в саморегулируемой организации (СРО) оценщиков, и альтернатив- 6 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2016 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 24.18 Феде- рального закона “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” в связи с жало- бой администрации муниципального образования города Братска» // СЗ РФ. 2016. № 29. Ст. 4900. 2/2017 76 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ ную оценку, также подтверждаемую экспертизой в СРО оценщиков на соответ- ствие отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Проблема усугубляется тем, что экспертиза аль- тернативной оценки в СРО оценщиков проводится по формальным признакам соответствия (несоответствия) отчета об оценке нормативным требованиям стандартов оценки и Федерального закона «Об оценочной деятельности в Рос- сийской Федерации», экспертиза же по существу — на подтверждение результа- та оценки — выполняется очень редко. Таким образом, ставится под сомнение презумпция добросовестности государственной кадастровой оценки без долж- ного на то основания7. В этой связи заслуживает внимания правовая позиция Президиума ВАС РФ, изложенная в постановлении от 11 февраля 2014 г. № 13839/13 по делу № А33- 11257/20128. В нем указано следующее: рассмотрение арбитражным судом заяв- лений об оспаривании решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не может быть ограничено только провер- кой соблюдения формальных требований, установленных к процедуре принятия данных решений. При рассмотрении дел, связанных с оспариванием решений комиссий, и дел, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, к участию в деле суд может привлечь неза- висимого оценщика, чье заключение о рыночной стоимости такого объекта явля- ется предметом исследования и оценки суда, а также оценщика, подготовившего отчет об определении кадастровой стоимости. Между тем суды при рассмотрении требований о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков продолжают занимать формальную позицию. Например, как указано в решении Арбитражного суда Республики Дагестан от 14 ноября 2016 г. по делу № А15-2211/20149, для удовлетворения требований за- интересованного лица об установлении кадастровой стоимости в размере дока- занной им рыночной стоимости земельного участка суду нет необходимости про- верять достоверность результатов государственной кадастровой оценки в виде кадастровой стоимости спорного земельного участка или законность норматив- ного акта, которым они утверждены, потому что такое требование направлено не на оспаривание кадастровой оценки в целом, а на уточнение ее результатов применительно к данному конкретному земельному участку. При разрешении земельных споров об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельных участков суды достаточно часто ссылаются на следую- щую правовую позицию, выраженную в определении Конституционного Суда РФ от 3 июля 2014 г. № 1555-О10: установление кадастровой стоимости земельного 7 Козлова Е. В., Козлов В. В. Системный подход к оспариванию кадастровой стоимости земли // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. № 12. С. 46. 8 Справочная правовая система «КонсультантПлюс». 9 Справочная правовая система «КонсультантПлюс». 10 Определение Конституционного Суда РФ от 3 июля 2014 г. № 1555-О «Об отказе в при- нятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью “Производ- ственная компания ‘Возрождение’” на нарушение конституционных прав и свобод поло- жением пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». НАУКИ ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ Выпханова Г. В. Обеспечение прав на землю граждан и юридических лиц в условиях новых правил государственной кадастровой оценки земель 2/2017 77 участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижи- мости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает пред- полагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель. Однако в научной литературе справедливо обращается внимание на пробле- мы методологического характера, например указывается на отсутствие единой методологии кадастровой оценки11. В числе причин расхождения кадастровой и рыночной стоимостей земельного участка (недостоверности либо отчета об определении кадастровой стоимости, выполненного на этапе кадастровой оцен- ки, либо отчета об определении рыночной стоимости) называются ошибки, обу- словленные, в частности, отсутствием методологии массовой оценки12. Проблемы, связанные с разницей в кадастровой и рыночной стоимости зе- мельных участков, порождающие многочисленные споры, во многом обуслов- лены изменениями в 2010 г. порядка проведения государственной кадастровой оценки земли. В результате внесения изменений в абз. 1 п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ13 государственная кадастровая оценка земель, согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель14, стало осуществлять- ся в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Несмотря на то что земельные участки стали объектами недвижимости, под- лежащими государственной кадастровой оценке в соответствии с Федераль- ным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для ее определения не был принят специальный федеральный стандарт оценки (ФСО). Хотя, как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, при рассмо- трении судами споров, возникающих при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая земельные участки, при исследовании отчета об оценке объекта недвижимости суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе феде- ральным стандартам оценки15. Из методических документов, относящихся к кадастровой оценке земельных участков, можно назвать только приказ Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 г. № 222, которым утверждены Методические указания по определению ка- 11 Каминский А. В. Указ. соч. С. 14. 12 Шарипов Ю. В. Оценка земельных участков и экспертиза отчетов об оценке для оспари- вания кадастровой стоимости // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 9. С. 86. 13 Федеральный закон от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федераль- ный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” и отдельные законо- дательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 30. Ст. 3998. 14 Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 (ред. от 30.06.2010) «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» // СЗ РФ. 2000. № 2000. № 16. Ст. 1709. 15 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых во- просах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов опре- деления кадастровой стоимости объектов недвижимости» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. № 9. 2/2017 78 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ дастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка16. На практике суды при рассмотрении споров по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его када- стровой стоимости, дают оценку обоснованности определения кадастровой стои- мости земельных участков в соответствии с Правилами проведения государствен- ной кадастровой оценки земель и принятыми в соответствии с ними методическими указаниями применительно для разных категорий земель17 и ФСО недвижимости. На их соответствие в том числе дается оценка экспертных заключений об опреде- лении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохо- зяйственного назначения и др. категорий земель. При этом при рассмотрении тре- бований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе земельных участков, в размере его рыночной стоимости оценка отчетов оценщиков дается судами по формальным признакам — на соответствие ФСО18. Для рассмотрения судебных споров о результатах определения кадастровой стоимости принципиальное значение имеют правовые позиции Конституцион- ного Суда РФ, отраженные в определении от 3 июля 2014 г. № 1555-О и поста- новлении от 5 июля 2016 г. № 15-П: допустимые различия в методах оценки при проведении государственной кадастровой оценки различных категорий земель (сельскохозяйственного назначения, согласно приказу Минэкономразвития РФ от 20.09.2010 № 445 «Об утверждении методических указаний по государствен- ной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения») и оценки рыночной стоимости земельного участка (в данном случае сравнительный и до- ходный подходы) делают неизбежными не только несовпадение установлен- ной на основании отчета оценщика стоимости с реальной ценой состоявшейся сделки, но и определенные расхождения между результатами разных оценок в отношении одного объекта недвижимости. При этом и тот и другой результаты считаются достоверными постольку, поскольку они законно получены либо в про- цедурах массовой государственной кадастровой оценки, либо в порядке приве- дения кадастровой стоимости объекта к его рыночной стоимости на основании индивидуальной оценки. Указанные правовые позиции применяются в отдель- ных судебных актах по указанной категории споров19. 16 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 43. 17 Например: приказ Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 г. № 39 (ред. от 11.01.2011) «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке зе- мель населенных пунктов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 21 ; приказ Минэкономразвития РФ от 20 сентября 2010 г. № 445 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастро- вой оценке земель сельскохозяйственного назначения» // СПС «КонсультантПлюс». 18 См., например: апелляционное определение ВС от 16 декабря 2015 г. № 31-АПГ15-13 // СПС «КонсультантПлюс». 19 Решения Арбитражного суда Орловской области от 12 сентября 2016 г. по делу № А48-2763/2016, от 22 сентября 2016 г. по делу № А48-2762/2016 // СПС «Консуль- тантПлюс». НАУКИ ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ Выпханова Г. В. Обеспечение прав на землю граждан и юридических лиц в условиях новых правил государственной кадастровой оценки земель 2/2017 79 В методических документах вопрос о государственной кадастровой оценке зе- мель продолжает оставаться открытым. Действующие с 1 ноября 2016 г. Методи- ческие указания по государственной кадастровой оценке, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2016 г. № 35820, определяют правила установ- ления кадастровой стоимости объектов недвижимости, за исключением земельных участков, не предназначенных для градостроительной деятельности, в частности земель, покрытых поверхностными водными объектами, расположенных за преде- лами населенных пунктов лесных участков, земель сельскохозяйственных угодий и особо охраняемых природных территорий. Вчисле объектов оценки наряду с дру- гими объектами недвижимости указывается лишь застроенный и незастроенный земельный участок, что практически совпадает с подходами ФСО. Таким образом, в указанном методическом документе не нашли отражения особенности оценки зе- мельного участка как специфического объекта оценки, обладающего уникальными характеристиками, присущими ему как объекту земельных отношений21. Иные концептуальные подходы предлагаются в методическом документе, проект которого разработан в целях реализации положений Федерального зако- на «О государственной кадастровой оценке», предусматривающих определение бюджетным учреждением субъекта РФ кадастровой стоимости объекта недвижи- мости, включая земельные участки, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (проект подготовлен Минэкономразвития России 6 октября 2016 г. и размещен на сайте 13 октября 2016 г.) 22. В отличие от действующих методических указаний, в проекте предлагается выделять земельный участок как объект кадастровой оценки, характеризующий- ся его назначением (категорией и/или разрешенным использованием, фактиче- ским использованием), а также видом осуществляемой на нем деятельности: подлежащий освоению (вакантный) и используемый, в том числе застроенный земельный участок. Наряду с этим, указываются свойства земельных участков, которые должны учитываться при определении их кадастровой стоимости: сло- жившиеся на дату определения стоимости и/или проведенные работы по плани- ровке в границах участка; рельеф, включая рельеф дна водного объекта и др. С учетом указанных характеристик в проекте выделяются особенности оцен- ки кадастровой стоимости различных земельных участков: садоводческих, ого- роднических и дачных объединений; сельскохозяйственных угодий; земельных участков, отнесенных к водному фонду, в том числе в составе земель водоох- ранных зон водных объектов; земельных участков лесных земель; земельных участков, расположенных на землях особо охраняемых территорий; земельных участков промышленности и иного специального назначения. Однако в проекте методических указаний предлагается производить первич- ную группировку земельных участков в соответствии с видом разрешенного ис- пользования земельного участка независимо от категории земель, в составе ко- торых он расположен. При этом для целей кадастровой оценки все земельные участки разделяются на 14 основных групп использования: 1 — сельскохозяй- 20 СПС «КонсультантПлюс». 21 Подробнее см.: Взаимодействие земельного и других отраслей права в условиях рефор- мирования законодательства // Аграрное и земельное право. 2015. № 11 (131). С. 8—12. 22 URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=48772 (дата обращения: 8 декабря 2016 г.). 2/2017 80 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ ственное использование, 2 — жилая застройка, 3 — общественное использова- ние объектов капитального строительства, 4 — предпринимательство, 5 — отдых (рекреация), 6 — производственная деятельность, 7 — транспорт, 8 — обеспе- чение обороны и безопасности, 9 — деятельность по особой охране и изучению природы, 10 — использование лесов, 11 — водные объекты, 12 — специальное, ритуальное использование, запас, 13 — садоводческое, огородническое и дач- ное использование, 14 — иное назначение. Проектом, наряду с методикой оценки стоимости земельных участков приме- нительно к различным категориям земель, предлагается проведение их оценки по идентичным видам разрешенного использования без привязки к категории зе- мель. На практике это может привести к фактическому уравниванию стоимости земельных участков одного вида разрешенного использования на различных ка- тегориях земель, например для садоводческого, огороднического и дачного ис- пользования, предоставленных на землях сельскохозяйственного назначения и на землях населенных пунктов в составе территориальной зоны сельскохозяй- ственного использования. Такой подход не соответствует закрепленному Земельным кодексом РФ прин- ципу деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к опреде- ленной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1). И, кроме того, это будет приводить к нарушению требования обоснованности при определении раз- мера платежей за землю (земельного налога, арендной платы), их завышению либо занижению, что неизбежно приведет к нарушению земельных прав граждан и юридических лиц. Для обеспечения обоснованной государственной кадастровой оценки земель и определения кадастровой стоимости земельных участков необходимо форми- рование региональных фондов данных, включающих достоверную и полную ин- формацию о количественных и качественных характеристиках земель и земель- ных участков, расположенных в границах соответствующего субъекта РФ. Это также будет способствовать обеспечению земельных прав граждан и юридиче- ских лиц, в том числе при рассмотрении административных и судебных споров. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Выпханова Г. В. Взаимодействие земельного и других отраслей права в усло- виях реформирования законодательства // Аграрное и земельное право.— 2015. — № 11 (131). — С. 8—12. 2. Каминский А. В. Кадастровая оценка: сотрудничать нельзя противостоять! // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2016. — № 2. — С. 6—23. 3. Козлова Е. В., Козлов В. В. Системный подход к оспариванию кадастровой стоимости земли // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2014. — № 12. — С. 46—58. 4. Шарипов Ю. В. Оценка земельных участков и экспертиза отчетов об оцен- ке для оспаривания кадастровой стоимости // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2013. — № 9. — С. 82—92.

Похожие разделы

заказать диплом





© 2002 - 2021 RefMag.ru